Идут годы, учеников становится сотни, но я помню их всегда, не все сразу попали ко мне учиться. Некоторые приходили с нуля обучиться гончарному делу, а некоторые уже имели опыт. Важно понимать, что путь керамиста гончара у каждого свой, и цели тоже у каждого свои. Но всех объединяет одно, это любовь к глине, непреодолимое желание творить, как можно больше. Все хотели творить, не глядя на отсутствие знаний, умений, отсутствие гончарного круга, печи. Так или иначе каждый решает этот вопрос по-своему. Некоторые пришли «слепыми котятами», достижения моих учеников для меня всегда награда, всегда радуюсь их успеху. Уже многие открыли свои мастерские и студии, кто-то проводит мастер-классы, а кто-то творит для души. Мы все друзья и коллеги, и встречаясь на разных мероприятиях, можем часами обсуждать любимое дело.
«Мы платим за наше время» — так говорят мои ученики
Как говорят многие мои ученики, которые приходят на курс — «Мы платим за наше время». То, что я получил от своего мастера за полгода, он копил всю свою жизнь. При том что он лишь добавил и усовершенствовал технику отца, а отец в свою очередь унаследовал у деда. Я же продолжаю весь накопленный свой опыт оттачивать. И весь этот «багаж» можно получить у меня на курсе. Потому что для меня самое важное, что бы человек научился гончарить, и всегда вспоминал от кого это ему передалось. Что бы люди глядя на работы моих учеников, спрашивали где учился, и эта школа должна быть самой лучшей. А то скажут: «О, Александра знаю, вроде неплохо гончарит, а почему же он тебя не научил нормально гончарить?».
Ученики понимают фразу «Не плодить уродов»
Своих учеников наставляю «не плодить уродов» из глины, оставлять только лучшие работы, и постоянно оттачивать своё мастерство. Так и ученики для меня, в свою очередь, плод моей работы, и нужно всех научить правильно, кто обратился. Раз посчитали что именно я стану их учителем. Мы выбираем друг друга. Научить можно каждого, в этом нет сомнения, медведь в цирке на велосипеде ездит без проблем. Думаете он знал об этом? Размышлял? есть ли у него задатки к этому? Но вот научить может не каждый. Из своего опыта знаю, и встречал очень достойных гончаров, которые сами по себе закрыты, и совсем не делятся информацией.
Но я уверен, свеча ничего не теряет, если от неё зажигается другая свеча!
Странные вопросы и предложения
За годы своей гончарной практики, ко мне обращались сотни людей с различными идеями. И эти идеи были настолько разными. Кто-то, как и я в своё время, хотел просто попробовать себя за гончарным кругом. Для некоторых это была мечта всей жизни. Одни желали мгновенной наживы, мол — «Ты же работаешь, вот деньги на оборудование новое, а я проценты хочу получать». Некоторые восхищаются работами, хотят ими торговать, но я обязательно должен дать в реализацию, и по очень низким ценам. А иногда и совсем странные вопросы задавали мне, пытались выискать мой бизнес-план.
Деньги побочный эффект, они просто появляются
В гончарстве нужно помнить одно, и ничего не поменялось за тысячи лет, мы ремесленники. Это не бизнес. И гончарный круг — это не станок для печати денег, кнопку нажал мешок подставил и деньги посыпались. И в своём промысле мы художники. А художников вряд ли можно назвать бизнесменами. Достижения моих учеников в том, что они стали достойными мастерами, не думая о деньгах, это никогда никого не красило. Деньги в нашем деле побочный эффект и, если делаешь свою работу лучше всех, они просто появляются.
Чего достигли мои ученики?
«Так в чём же сила моих учеников?» — спросите вы. Их достижения в гончарстве, их высота изделий и красота. Гармония линий, изящество исполнения. После моего курса, некоторые даже саму экономику предприятия уже умеют подсчитать. Потому что творческие люди обычно витают в облаках и не задумываются о себестоимости материалов, аренде, так же нет мыслей о потреблении печи, возможности подключиться. После курса, ученики становятся полноценными мастерами, которые учитывают все тонкости существования современной мастерской. Иногда даже на курсе мы совместно придумываем новые векторы развития и поддержания своего рабочего места, и в целом мастерской.