Процесс производства керамических изделий начинается с подготовки глиняной массы. Для разных задач используется разный состав — всё зависит от того, что именно нужно создать. Когда мы получаем техническое задание от дизайнера, архитектора, заказчика или хотим воплотить собственную идею, первым делом разрабатываем технологический процесс. На этом этапе определяется жизнеспособность будущего изделия и подбирается подходящая глиняная масса.
Также мы продумываем и выбираем способ формовки изделия в зависимости от его формы и сложности. Самый простой и доступный метод — формование на гончарном круге или ручная лепка жгутами. Этот способ не требует дополнительных вложений в оборудование, но требует большого опыта и мастерства, так как изделие создаётся вручную «на глаз» по эскизу. При этом добиться идеального повторения формы невозможно: даже если в партии 20 горшков, на первый взгляд они будут похожи, но при внимательном измерении окажется, что между ними может быть разница в пару сантиметров. Каждый горшок — это уникальный керамический объект.
Иногда заказчикам приходится объяснять технологические особенности: например, что точные чертежи сложно воплотить в глине до миллиметра. Глина и точная геометрия — вещи несовместимые. Во время изготовления изделие проходит усадку, которая бывает двух типов:
- воздушная — происходит при естественной сушке,
- огневая — во время обжига в печи при высоких температурах.
Чтобы учесть усадку, мы проводим множество экспериментов и замеров. Только после этого становится понятно, какой процент уменьшения учитывать при изготовлении. Проще говоря, мы увеличиваем размеры изделия на этапе лепки, чтобы после усадки оно соответствовало нужным габаритам. Однако усадка не всегда стабильна — она зависит от влажности глины, условий сушки, состава материала и наличия шамота.
Работа с глиной всегда предполагает определённую художественную погрешность. После того как изделие сформировано — вручную или с помощью механизмов — его снимают и переносят на стеллаж для сушки. На этапе «кожетвёрдого» состояния (когда глина уже не мягкая, но ещё не полностью высохла), важно обязательно зачистить все заусенцы и неровности.
Сушка — долгий и ответственный процесс. Сквозняки, перепады температуры или неравномерная влажность могут привести к деформации и трещинам. За сушкой больших изделий приходится постоянно следить: переворачивать, накрывать, проветривать или сушить в специальной сушильной камере — но и там требуется постоянный контроль.
Когда изделие полностью высохло, его загружают в обжиговую печь — вручную или с помощью оборудования. Для каждого изделия подбирается индивидуальный график обжига: с определённой скоростью нагрева, паузами и выдержками. Обжиг одного большого горшка может занимать до четырёх суток.
Правильный обжиг крупного изделия — это настоящая наука. Всё строится на личном опыте, наблюдениях и анализе. Иногда случаются браки — избежать этого полностью невозможно.
Работа под заказ требует чёткого соблюдения сроков и высокого качества. Чтобы обезопасить себя от сюрпризов при обжиге, мы всегда делаем запасные изделия — на случай, если что-то пойдёт не так. После успешного обжига изделия выгружаются из печи, отправляются на склад и упаковываются. Жёсткая обрешётка, сделанная прямо в мастерской, помогает избежать повреждений при транспортировке.
За годы работы с керамикой мне довелось пообщаться более чем с тысячей гончаров. Лишь 2–3% из них умеют работать с большими формами на гончарном круге, и только единицы действительно понимают, как правильно такие изделия высушить и обжечь. Именно поэтому мастеров, способных делать качественные керамические изделия крупных размеров, очень мало.
Здесь важен не только собственный опыт, но и умение учиться у других, наблюдать, анализировать, делать выводы из неудач. Без огромного желания, терпения, практики и смелости пробовать новое — добиться стабильного результата невозможно. Только постоянный разбор ошибок, внимание к деталям и любовь к делу позволяют изготавливать такую керамику быстро, качественно и с высокой степенью предсказуемости.