Почему ручная работа уникальна и заслуживает уважения?
Ручная работа из глины, особенно сделанная под заказ, прежде всего означает, что вы работаете с мастером и его командой. Вы всегда можете изложить свои идеи, поучаствовать в создании эскизов и увидеть, как рождаются пробники изделий. На стадии проектирования можно обсудить все детали: форму, цвет, декор и функциональность.
Мастер создаст ваш заказ в единственном экземпляре, и это керамическое изделие будет только вашим. Ручная работа не предполагает идентичности. Даже если заказ состоит из двадцати или ста изделий, каждое из них будет иметь свои уникальные особенности и характер. В этих изделиях можно будет узнать руку мастера, который их создал. И одна из работ этой серии может стать вашей.
Почему изделия ручной работы ценятся больше?
Обладатели предметов ручной работы особенно ценят уникальность каждого керамического изделия. «Всем оно нравится, но такое есть только у меня!». Кто обладает большим количеством таких индивидуальных работ, тот считается счастливым владельцем настоящих шедевров. Даже если вы лично не знакомы с мастером, но его работы выставлены в продажу и привлекают внимание, приобретая их, вы становитесь частью его мира — через изделие вы знакомитесь с мастером, который его создал. Это бесценно!
Цена работы керамиста, почему не стоит торговаться с мастером
Однажды на керамической выставке собралась толпа, и желающих купить мою работу было как минимум трое. Один из них попросил скидку, но у меня не было желания уступать. Цена уже была низкой, и я только начинал свою гончарную карьеру в тот момент. Не понимая до конца, почему, я почувствовал внутреннее сопротивление и желание отказаться. Но второй покупатель с улыбкой сказал: «Никогда не торгуйся с мастером, он сам знает цену своей работы. Видишь, человек работал и старался, отдай ему деньги — тебе вернётся в десять раз больше». Я помню, как в толпе повисла тишина.
Этот вопрос всегда волновал многих. Во все времена были мастера и ценители, и всегда хочется приобрести изделие ручной работы. Но не всегда бюджет совпадает с желаниями. Сейчас я с уверенностью и гордостью отвечаю на такие вопросы: «У меня не дорого, просто вам не хватает денег на это».
На первый взгляд, по всем правилам торговли, клиент всегда прав, но кто придумал эти правила? Я не барыга с лотка, у которого маржа тысяча процентов, я мастер, который вкладывает душу. Даже если покупатель не получает скидку, он всё равно не теряет — мастер трудится руками, имеет технологии и оборудование, которые стоят немалых денег.
Материалы и их подготовка, технологии, контроль качества
Создание керамических изделий большого размера (горшки, кашпо, вазы и прочее) требует не только высокой квалификации, но и знания технологий, материалов и соответствующего образования.
Важно иметь мастерскую большого размера, большие печи для обжига, оборудование для подготовки глиняных масс, а также склады для хранения материалов и готовых изделий. Даже для того, чтобы изготавливать посуду и вазы размером до 30 см, необходимо владеть всеми этими навыками и технологиями.
Когда же речь идет о создании кашпо высотой в метр или больше, все эти навыки нужно умножить кратно. Глиняная масса должна быть иной и процесс формовки будет отличаться. Для обеспечения стабильного качества требуется наличие своей лаборатории и массозаготовки глины. Только в этом случае можно полностью контролировать процесс и быть уверенным в результате.
Процесс создания: Сушка, декор и виды обжигов в гончарном деле
Сушка — это отдельная технология, поскольку глина не любит перепадов температур, сквозняков и быстрой сушки.
Обжиг — это целая наука. Существует несколько видов обжига: дровяной, газовый, электрический и комбинированный. Кстати, важно заметить, что одни и те же материалы, обжигаясь в электрической и газовой печи, дают совершенно разные результаты. Пик мастерства в обжиге керамики — это дровяные обжиги, где все регулировки происходят на глаз, а факторов влияния на процесс десятки. Вот некоторые из них: сорт дров, их сухость, размещение изделий в печи, как тянет пламя в печи, температура наружного воздуха (жара или мороз), просушена ли печь перед обжигом.
Всё это влияет на конечный результат. Естественно, это еще все умножается на различные глиняные массы, толщину и размер изделий, глазури и декор в целом.
Глазури — отдельная наука при обжиге керамики, где большую роль играет температура, совместимость с глиной, состав, время и прочие моменты, ведь небольшая ошибка может привести к дефектам и испортить все изделие. Здесь можно проводить обжиги всю жизнь, и каждый обжиг будет по-своему уникален. В целом на каждом этапе очень много факторов риска.
Если электрическую и даже газовую печь можно купить, то мастеров, которые могут строить дровяные печи и работать с ними, можно пересчитать по пальцам. Электрические печи для обжига керамики малого размера относительно недорогие, я бы сказал, вполне доступны для керамистов. Но вот печи объемом 1-2 м³ стоят совершенно неприличных денег — цена может достигать десятков миллионов рублей.
Я сам строю свои печи для обжига больших керамических изделий, постоянно изучаю зарубежных производителей, слежу за современными материалами для печей, сравниваю контроллеры для обжига, термопары, конструирую газовые горелки. За плечами — тысячи обжигов различного типа.
Путь гончара от таланта к мастерству через пробы и ошибки
Итак, мы подошли плавно к верхушке айсберга – к тому, что обычно всем нравится. Когда мы думаем о мастере, работающем с глиной, часто представляем себе успешного художника-керамиста, который постоянно пребывает в благостном состоянии, живет в радости, занимаясь любимым делом в своей мастерской. Берет глину и лепит, что пожелает, и все у него получается быстро и красиво.
И это действительно так: возможность просто сидеть и гончарить – это награда мастеру за все его проделанные труды. Ведь, к примеру формовка глины – это всего лишь 15-20% всех трудозатрат в производстве керамики. Но и здесь необходим вкус, знание и умение формовать разными способами.
Чтобы стать мастером, нужно бесконечно тренироваться, придётся забыть о времени, деньгах, друзьях и семье, потратив годы на то, чтобы синхронизировать свои мысли с технологическим процессом. И талант здесь ни при чем. Мастер – это человек с большой буквы в любом ремесле, владеющий всей технологией и годами тренирующийся, чтобы достичь нужного результата на практике.
Мастерство не продаётся и не покупается, не передаётся по наследству и половым путём, как бы грубо ни звучало. Мастерство приходит только через годы практики! Своё дело нужно любить, им нужно гореть, что со мной и происходит с 2009-го года.
Творческий подход к упаковке керамики или забота о клиенте в каждой детали
Произвести качественное керамическое изделие – это одно, но не менее важно позаботиться и о клиенте. Оплата клиентом изделия – это не конец нашей работы, а только ее продолжение. Каждое изделие – это отражение и частичка моей души или команды, поэтому я чувствую ответственность за его сохранность.
В свое время я неоднократно «терял» работы при перевозке, к сожалению. Представьте какой груз на душе после такого инцидента и у меня, и у клиента? Поэтому упаковка и транспортировка изделий до места назначения – один из важнейших заключительных этапов. Сейчас мы с командой производим жесткую упаковку сразу в мастерской, под каждое изделие индивидуально, продумывая каждую деталь, чтобы вложенные силы были потрачены не зря и клиент получил все в целости и сохранности.
Керамика и бизнес: налоги, учет и подводные камни предпринимательства
Меня всегда смущало противоречие: с одной стороны, художество – художеством, с другой – необходимость вести бухгалтерию как обычному предпринимателю, с 1С и отчетностью. Если кому-то кажется, что «взял лопату, нарыл глины в лесу, слепил горшок и хочет продать задорого», то спешу разочаровать. Это очень наивное представление.
Реальность такова, что платить приходится за все, как и любому другому предпринимателю, хоть и владельцу гончарной мастерской. С точки зрения налоговой службы, ведение бизнеса подразумевает обязательную уплату налогов. В итоге получается внушительный список расходов: аренда большого помещения, покупка и амортизация оборудования, закупка сырья (глина на карьере, кварц, каолин, шамот, глазури), оплата электроэнергии и воды по коммерческим тарифам.
Деньги еще не поступили, работа не начата, а уже нужно платить налоги! И не стоит забывать про упаковку, которая тоже стоит денег. Поэтому необходимо обеспечить постоянный поток клиентов и иметь достаточный запас финансовых средств, чтобы с ужасом не закрыться уже в первом квартале.
Маркетинг, фотосессии, сайт и реклама
Поэтому, чтобы быть на плаву, помимо гончарного дела, приходится осваивать новые профессии: маркетолога, фотографа, пиарщика, SMM-менеджера, заниматься рекламой и сайтом. И это уже совсем другие области, не всегда творческие. Чтобы выжить, необходимо создавать продукт, востребованный широкой аудиторией. И снова возникает вопрос: оправдана ли моя цена?
Есть ли альтернативный путь к созданию больших горшков, кашпо, ваз или квеври, который не требовал бы значительных затрат? Существует ли способ, при котором вся прибыль могла бы направляться на благополучие мастера и его семьи? Ведь время, которое тратится на обучение, эксперименты и изготовление крупногабаритных изделий, могло бы быть посвящено самым близким людям.
Вот и вся ценность ручной работы мастера-керамиста и гончара. Математика, химия и даже физика.